Уличная фотография — это как колодец с дном, которого не видно
В Риге в Доме конгрессов прошла выставка фотографа. BaltNews.lv попросил Залмана Шкляра рассказать о своей работе в латвийской столице и поделиться секретами мастерства.
— У Вас недавно в Риге прошла персональная выставка «Улица. Решающий момент» в Доме конгрессов. Расскажите о своих впечатлениях от этого события.
— Для меня это было очень значимым событием. Во-первых, это первая моя выставка в этом году, которая была организована за пределами России. На ее организацию было потрачено много усилий в течение нескольких месяцев, проведено много сложных переговоров. В организации этой выставки принимало участие много людей. В итоге получился неплохой, как мне кажется, результат.
Мною было представлено 30 фоторабот, которые я создал в течение нескольких последних лет в разных странах мира. На открытие пришло около 150 человек, среди которых были прекрасные фотографы. Даже классики латвийской школы фотографии посетили меня. Был очень рад познакомиться с Валдисом Браунсом, который подарил мне свою книгу на память. Люди остались неравнодушными к моему творчеству, а это самое главное.
Во-вторых, у меня была не только выставка в Риге, я проводил мастер-классы по уличной фотографии, читал лекции. Поэтому график был очень напряженный.
— Что вас связывает с Латвией?
— Я давно хотел побывать в Латвии. В свое время мои родители ездили отдыхать в эту республику. В семейных альбомах сохранилось много красивых фотографий Латвии, которые они сделали. Ведь природа Латвии — это великое национальное достояние вашего государства.
Спокойствие, которым насыщена латвийская природа, буквально передалось жителям страны. У людей размеренный образ жизни, нет суеты. После Москвы эта жизнь кажется противоположным миром…
Поэтому я и решился соблюсти традицию: повторить «семейное» путешествие, заодно совместив его с персональной выставкой.
Что касается зрительского интереса, то смею предположить, что латвийская школа фотографии — это все-таки выражение классических подходов в фотоискусстве в целом. Кстати, поэтика работ из серии «Рыбаки» Валдиса Браунса — один из ярких примеров этого.
Я воспитан тоже на этих жанровых принципах. Зрителю интересно не только, проходя мимо, сиюсекундно смотреть на эти фотографии, но останавливаться перед ними и анализировать.
Я смотрел со стороны на посетителей своей выставки — некоторые останавливались перед фотографиями и долго обсуждали их с друзьями. Другие несколько раз возвращались к одним и тем же фотографиям. Поверьте, такой интерес очень многого стоит!
— Вы фотографируете только в черно-белых тонах или колорит вам тоже не чужд? И как вообще Вы можете разделять эти два мира: мир монохрома и мир цвета в своем творчестве?
— На самом деле я фотографирую и цветной стрит. Просто на выставке не хотел мешать одно с другим.
Моя черно-белая фотография носит больше психологический оттенок, можно сказать, «нуарный» жанр. А цветная — имеет больше метафизическое выражение того мира, что существует вне нашего понимания.
Вообще, мне лично разделять эти два вектора в фотографии достаточно непросто. Но они оба живут по своим «разделенным», несоприкасаемым друг с другом правилам. Периодически я провожу выставки в цвете (последняя как раз и называлась «Метафизика в уличной фотографии»), где я показываю разнообразные приемы и взгляды, которые не были продемонстрированы мной в прежних выставочных проектах.
Монохромный же мой взгляд, как правило, одинаков. Он выработан годами, что и отразилось, возможно, на создании моего индивидуального стиля в уличной фотографии.
— Почему фотографируете улицу?
— А почему бы и нет? Уличная фотография — это как колодец с дном, которого не видно. Из него можно черпать вдохновение каждый день. И каждый кадр будет неповторим. Ведь люди имеют разные и индивидуализированные, присущие только им, эмоции, фигуры, движения…
Поэтому такие кадры невозможно повторить никогда. Поэтому у меня и нет постановочных фотографий, так как режиссировать уличные сцены — это как обманывать ребенка, который тебе доверяет.
— Расскажите, что интересного вы увидели на улицах Риги. Есть ли что-то особенное?
— Я, как правило, не хожу туристическими маршрутами, чтобы поймать какой-то интересный сюжет. И поэтому я погружаюсь в настоящий мир, без прикрас.
В Риге я был поражен двумя вещами: деревьями и формами фигур людей. И все это смешано на фоне сохранившегося югендстиля.
В апреле деревья смотрятся черными, почти выжженными. Стены домов и дворики имеют выраженный винтаж.
И вдобавок я мало увидел улыбающихся людей на улицах города.
Они мне показались какими-то «угловатыми», их верхняя одежда имела выраженные прямые линии, прямоугольные либо треугольные формы. Люди часто носят плащи, шляпы… Это красиво. В Москве так не одеваются.
— Вот и подошли к вопросу о Москве. Можете сравнить уличную жизнь, например, Москвы и Риги? Есть что-то, что объединяет эти города и что их разъединяет?
— Ну, как я отметил — разные стили одежды у людей. Кроме того, Москва все-таки более быстрый по ритму жизни город, чем Рига. Люди не идут в Москве, они почти бегут толпой, не замечая ничего вокруг.
Большое расслоение по социальному статусу общества в Москве также способствует многообразию уличной съемки. Люди разные.
В Риге же в основном я видел людей, как правило, одной социальной ступеньки. Да и спокойный ритм жизни в Риге — он все-таки отражается на улицах. Днем в Риге людей, кроме туристов, немного.
Как ни странно, но в Риге я увидел больше проявлений цвета и солнечных теней, чем в Москве. В цвете рижского рынка можно утонуть.
— Примечательно, что вы зачастую не фотографируете «прямым кадром», а предпочитаете фотографировать снизу или сверху. Почему?
— Кадр должен быть интересным и необычным. У меня выработалась стойкая привычка пытаться избегать клише, но в то же время я часто использую одни и те же приемы при уличной съемке. Я считаю, что необычный ракурс делает уличный кадр интересным на 50%, остальное — это эмоции и идея, изначальная задумка фотографа.
Насколько все это будет идеально синтезировано в результате, в фотографии — настолько это будет больше иметь успех у зрителя. И если первая часть, ракурс, зависит больше от технических навыков фотографа, то вторая — от его внутреннего мира, его души. Ведь главное — это увидеть и понять, прежде чем начать снимать. А как это сделать — уже другой разговор.
— Все ли вам удалось запечатлеть на свой фотоаппарат в Риге или что-то не успели? Остались ли довольны результатом съемки?
— Я бы еще недельку побыл в Риге. Пиво у вас хорошее, очень! Я сделал около 5000 фотографий на улицах Риги за несколько дней. Не думаю, что я что-то упустил в этом небольшом городе.
— Хотите ли еще приехать в Ригу и какие у Вас планы на будущее? Что можете пожелать фотографам Латвии, которые фотографируют улицу?
— В ближайшее время — вряд ли. Сейчас очень плотный выставочный график в других странах. Есть много нереализованных проектов, которые надо демонстрировать. Однако, как я ранее сказал, есть много достойных фотографий по Риге. Возможно, я сделаю с ними отдельный выставочный или книжный проект. Если правительство Латвии выступит с поддержкой этих культурных проектов — буду очень этому рад.
В Латвии, как я сказал, много замечательных фотографов. Тот, кто начинает снимать улицу, должен понимать, что прежде чем сделать кадр, должен найти в нем то, что отличит его от миллионов подобных кадров. И только после этого нажимать на кнопку фотоаппарата.
Кроме того, надо всегда в себе преодолевать страх снимать людей близко, очень близко. Дальнофокусные объективы — это не адреналин и неинтересно для зрителя.
Источник публикации:
Фотограф Залман Шкляр: Уличная фотография — это как колодец с дном, которого не видно. Интервью//Информационное агентство BALTNEWS. 2017. URL: https://lv.baltnews.com/Interview/20170420/1019501137.html (дата обращения: 15.08.2019).