К. Евменёв. Взгляд на улицу Залмана Шкляра

Стрит-Фото. Чёрно-белые фотографии. Ясные и простые по форме. Это очень ценно. Ясные и простые формы находят кратчайший путь к пониманию. Быть понятным,  — это одна из важнейших составляющих в работе художника. Залман Шкляр — художник. С помощью фотоаппарата он уверенно добивается успеха в этой очень непростой задаче. Быть понятным. Для этого он переносит фокус своего внимания с абстрактного самоощущения на мимолётные и контрастные события внешнего мира. А внешний мир, он начинается сразу за дверью нашего дома. И если Иосиф Бродский, в одном из своих стихотворений, настойчиво убеждает «не выходи из комнаты», то Залман, настойчиво напоминает о том, что именно за пределами комнаты происходит общение, происходит обмен понятными  знаками. Именно улица показывает нам те модели взаимности, которые знакомы каждому из нас.

Улица. Улица, это феноменальное явление. Это транзитная зона нашего мироощущения. В представлении обывателя, улица, это символ повседневности. Перемещение из пункта «А» в пункт «В». Так же, улица, это место где каждый сам по себе. Но, улица, это так же место встреч и расставаний, место прогулок и место работы. Я бы вряд ли обратил на это внимание, если бы не фотографии Залмана. Именно его работы позволили мне выйти из состояния городского гипноза, выйти из состояния уличного «не бытия». Именно фотографии Залмана, включили во мне интерес к событиям, которые происходят ежеминутно, но как бы и не касаются меня «лично». Теперь, я вижу, как много  интересного проходит перед глазами. Проходит, и чаще всего, исчезает бесследно. Для того что бы запечатлеть уникальные события повседневности нужен талант. Талант и мастерство позволяют Залману Шкляру так метко выхватывать из потока тот бесценный миг, который, при своей чёрно-белой аскетичности наполнен драматургией события, имеет свои повествовательные мотивы. Залман создаёт свои мини- рассказы. В его фотографиях мастерство соподчиняется творческому началу, художественному взгляду. Залман прекрасно чувствует пропорции света и тени, ритм архитектурного пространства. Его снимки контрастны и динамичны. Он прекрасно включает в свои мини-рассказы фактуры и абстрактные пятна.  Планы и объёмы очень хорошо направляют взгляд на знаковые акценты в кадре.

Надо добавить и такой факт, что на улице никто позировать не станет, что события в людском потоке порой стихийны и непредсказуемы.

Казалось бы, фотография, это такой вид искусства, в котором художник,(фотограф), ничего не делает руками. (По сути, фотограф просто нажимает кнопку затвора). В фотографии нет ничего «прикладного». Но в фотографии надо вот так, «без рук», передать, сказать, показать, запечатлеть миг, мимолётность, и наполнить это смыслом, пониманием, чувством, эмоцией, красотой.  Поэтому надо  сказать, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф. Он, (фотограф), делает это всем своим «Я».

Улица, как феноменальное явление, позволяет Залману Шкляру проявить себя и свой талант. Залман берёт от фотографии скорость и мобильность. Ни один набросок от руки, ни один сюжет взятый «из памяти» не сможет так внятно и полно отобразить  мгновение. Длительность «выдержки» при неполно прикрытой диафрагме, и  при дневном освещении, примерно, половина секунды. Мы живём, и даже не осознаём, с какой скоростью вокруг каждого из нас, меняется мир. Это происходит на расстоянии вытянутой руки. Неуловимые глобальные трансформации.

Направление Стрит-фото, в жанре которого работает Залман, родилось ни за один день. Оно имеет свою историю, своих первооткрывателей. Всматриваясь в фотографии Залмана Шкляра, невольно проходят перед глазами работы Александра Родченко. Его фотографии имеют большую популярность. Сам художник, основоположник конструктивизма, собрал в своём творчестве богатейший новаторский опыт начала ХХ века. Это полоса единения с техникой и механизмами выразилась в характерных особенностях изображений того периода. Уравнение фигуры человека и городского ландшафта дали художникам новые возможности. Когда фигура человека главнее фона, (городского пейзажа), вполне оправдан «заваленный горизонт» и другие деформации реальности. Это, кстати, прослеживается и в работах Залмана  Шкляра. На кадре видно как голуби врываются в подземный переход. Внезапность события. Голуби пугают прохожего. Мир как бы закружился от внезапности. Стены перехода «танцуют» вместе с птицами. Это хороший приём, который добавляет остроты восприятия события.

Если продолжить разговор о А. Родченко, то главные действующие «лица» его фоторабот, это  — градация светотени, перспектива, и супрематизм. Супрематизм выражается в том, что сами объекты перестают нести для зрителя своё естественное воплощение, а приобретают  отстранённый смысл абстрактного пятна удерживающего общее композиционное решение.

Есть ещё один приём, который мы часто видим в работах Александра Родченко. Вид сверху.  Этот ракурс так же имеет прямое отношение к супрематизму. Осознанное желание показать зрителю как мир смотрится «с облаков». Из этого ракурса проистекает огромное количество композиционных  решений. Вид сверху, это прекрасный способ переложение реальности в знаковую систему. Показать новые сущностные особенности события.   З. Шкляр прекрасно использует этот приём в своём творчестве. Но он не просто отображает сходство и различие предметов, он умело  «оживляет» фактуры, даёт им язык. Нам становится понятно, что в этом есть личное отношение фотографа, его эмоциональная интерпретация мира.  Вот четыре человека переходят дорогу. Белые полосы пешеходного перехода чередуются с мокрым асфальтом.Тротуар. Человек в белой куртке, другие в чёрных. Люди как полоски перехода. Сходство и различие. Возникает ощущение отложенной партии в шахматы. Пешки возвращаются домой. На тротуаре они уже не «фигуры» Они вечно играют и вечно уходят. Чёрное и белое. Переход. И вот, уже само понятие «переход» приобретает новый смысл. И это смещение значения и означаемого, (семантическая основа супрематизма), проявлено в этом кадре, наполняет его самостоятельным звучанием. Или фотография, на которой дерево и две фактуры  дорожного камня. Композиционно  она так же имеет абстрактное воплощение, но маленький «штрих» шагающего человека, придаёт этому кадру  парадоксальность. Человек идёт-падает на дерево. Это добавление смысла при помощи ракурса, приводит зрителя в некое замешательство. К тому же, квадрат люка, словно окно на стене. Это дорога или стена? Где растёт дерево?  Гуманное и спокойное замешательство. То, что мы видим, и то, что мы понимаем, всегда имеют различие. Человек пройдёт не под деревом, а через дерево…

Помимо «ракурса сверху»в арсенал фотографа можно добавить проверенный в изобразительном искусстве способ как«создание контрастов». У А. Родченко это прослеживается на примере соединения в кадре строгих линий и чётких ритмов города и его атрибутов, (дороги, трубы, лестницы, окна), с силуэтом самого человека. Контраст между живым и не живым. Между хаосом и порядком. И хотя человек в статичном положении имеет строго выраженную симметрию, в движении он превращается в хаотично поставленную «кляксу».  Процесс сопоставления и контрастов очень эффектный и пластичный. Человек и геометрия, природа и геометрия, природа и архитектура. В одной из своих работ Залман прекрасно использует и этот приём. Человек в костюме спускается по ступеням вниз. Лаконичный и динамичный кадр. Прекрасное по стилистике жанра фото. Нет лица, нет мелочей, но есть «клякса» фигуры в движении. И хотя это движение вниз, остаётся ощущение делового продуктивного движения. Человек на фотоснимке может и хочет прожить этот день с пользой для себя. Это важно. Важно в том смысле, что вниз, это не всегда падение, что привычный смысл для изобразительного искусства истолковывается автором как эмоциональный подъём и уверенность в себе.

И всё-таки, желание  создать на основе реальности абстрактную композицию – это своеобразный мейнстрим раннего модернизма. Абстрактную, лишённую эмоциональной, драматической интерпретации. Поэтому, надо отметить, что  фотографии Александра Родченко совершенно лишены драматургии. Они  отстранённые. Они хрестоматийные для нас, современников с точки зрения приёмов и способов, но они не имеют эмоционального звучания. А. Родченко много показал, но ничего не сказал.Но и этого достаточно с избытком. Его операторские приёмы, его «модернистские» ракурсы стали базой для огромного числа художников, продолжателей документальной или уличной фотографии. К их числу можно отнести Йозефа Куделка, и Руи Палха. И если Йозеф в своих фотографиях ближе к документальной публицистике, то Руи Палха, совершенный стрит-фотограф. Он любит город. Лиссабон с его трамваями и пешеходами. Воздух Атлантики и настроение берега, всё это прочитывается в фотографиях этого мастера. На мой взгляд, Руи и Залман наиболее близкие по настроению и отношению к кадру мастера своего дела. У Залмана есть прекрасная фотография где пенсионеры стоят на пустынной утренней улице. У одного две собаки. А собеседник отвлёкся и смотрит в кадр. И есть в этой фотографии то, что я называю рассказ. Есть в этой фотографии продолжение. Здесь получается, что динамика события передана не в кадре, а за кадром. За кадром есть прожитая жизнь этих мужчин, но и сейчас они полны жизнелюбия. Утро, и может быть это утро в Лиссабоне, на окраине земли, но перед огромным океаном?

Источник:
Константин Евменев, культуролог. Взгляд на улицу Залмана Шкляра
//Арт Ассорти. Информационно-новостной и развлекательный портал, 2018, URL: https://art-assorty.ru/16469-vzglyad-na-ulicu-zalmana-shklyara.html (дата обращения: 27.01.2020)
//Журнал-газета «Мастерская», 2018. URL: http://club.berkovich-zametki.com/?p=34732 (дата обращения: 27.01.2020)
//Интернет-сайт «Культуролог», 2018. URL: http://culturolog.ru/content/view/3065/6/ (дата обращения: 27.01.2020)