Изменяя человека фотографией — фотограф изменяет мир

В Израиле пройдет выставка «Улица» от стрит-фотографа из России Залмана Шкляра.

Персональная выставка от известного московского фотографа откроется уже 22 января 2018 года в Тель-Авиве, в стенах Российского культурного центра, а с 7 февраля фотографии будет экспонироваться в иерусалимской галерее в Jerusalem House of Quality.

30 уникальных кадров, 30 зафиксированных мгновений, исключительных в своем непостоянстве, 30 сюжетов из жизни города, на которых не только улицы и лица людей, но и их души. Через акценты, особые ракурсы, интересные формы и эмоции говорит стиль фотографа.

Залман Шкляр специализируется на жизни улиц. Вот уже более 20-и лет он не расстается с фотокамерой, «запоминая» моменты, которые обычно растворяются в городской суете. Фотограф живет в Москве, но локации как для съемок, так и для выставок рассеяны по всей Европе. В классической геометрии и через авангардные ракурсы, сквозь перспективу и контрастность, в мелочах и крупных материальных объектах открывается не различимый до этого смысл.

В своих «Пяти принципах уличной фотографии» Залман Шкляр утверждает, что каждый хороший кадр подобен «бриллианту, который фотограф получает в дар». В большом бушующем мире полно таких бриллиантов. Нам остается только найти их, всматриваясь в него внимательно и проникновенно. Быть может, тогда он откроется нам. (Above Art (журнал). Россия, Москва, 2017).

Залман Шкляр находится среди участников многих именитых фотографических объединений, таких как «Союз фотохудожников России», легендарный фотоклуб «Новатор» в Москве, итальянская ассоциация Street Level Photography, немецкое объединение World Street Photography. Также он является основателем фотоагентства «ZS Photo Agency» в Москве, создателем интернет-издания «Фотокультура», а также его идейным автором и редактором.

Работы Залмана получали и продолжают получать положительные отзывы от известных на весь мир арт-критиков и авторитетных фотографов, среди которых присутствуют Руи Палха, Томас Хёпкер, Георгий Пинхасов, Макс Козлов, Джон Фри, Борис Савельев и многие другие.

Однажды Билл Раухаузер обратил внимание на сходство стиля фоторабот Залмана Шкляра с жанром «нуар» в художественном синематографе. А Томас Хёпкер отметил его особый подход к людям при фотосъемке, умение раскрыть психологию момента, не привлекая к себе внимания со стороны прохожих.

«Улица» Залмана Шкляра будет интересна не только поклонникам стрит-фото, но и галеристам Израиля, коллекционерам и ценителям фотоискусства, тем, кто хотел бы увидеть больше и тем, кто мечтает остановить время.

— Шалом, Залман. Расскажи нам, пожалуйста, о себе.

— С детства я был окружен фотографией. Первые осознанные впечатления от нее были связаны, наверное, с тем днем, когда моя бабушка Мура отвела меня в старое фотоателье, и фотограф зафиксировал мгновение, которое я помню до сих пор. Мой дядя Лейб Перельмутер также всю жизнь фотографировал, я видел в детстве все фотоаппараты советского производства. Они казались огромными в моих детских руках. Уже когда я стал старше, в школе, у меня появился первый фотоаппарат «Смена 8М». Это был подарок родителей. Сейчас снимки с этого фотоаппарата называют «ломографией». И тогда началась новая жизнь, связанная с фотосъемкой. Уже более 25 лет, наверное. Мой близкий друг детства, Константин Юинг, который начал фотографировать раньше меня, научил меня изготовлять химические растворы, проявлять пленку, печатать фотографию. Именно тогда я начал чувствовать и понимать контраст в черно-белой фотографии и то, как он может влиять на содержание снимка. Сейчас я до сих пор снимаю как на пленочные фотоаппараты Olympus, так и на цифровые фотокамеры этого производителя. Всё зависит от поставленных задач и выражения авторского видения.

–Вы достаточно известная личность в фотомире, ваши работы широко представлены как в интернете, так и на выставках в России и за рубежом, в галереях и музеях… Но что скрыто за этими работами, по другую сторону фотографии?

–На самом деле, авторская «скрытность» иллюзорна. Посмотрев на мои фотографии, можно понять мои мысли и язык, на котором я общаюсь со зрителем. Наверное, это уже говорит об определённой степени открытости. Тем не менее, безусловно, мой внутренний мир, который стоит за этим, он другой, несоизмеримый с фотографией. Потому что фотография –это форма, в которой сокрыто содержание. Если фотография несёт в себе загадку, тогда она, как правило, совершенно не популярна (хотя есть и исключения); если она понятна для народных масс, то не несет в себе исключительной ценности. Найти золотую середину достаточно сложно. Поэтому моя первоочередная задача, когда я делаю снимок, – показать его недосказанность, чтобы зритель мог увидеть в нём что-то своё, индивидуальное. С чем это можно сравнить? Ну, например, в позднее советское время фотография была поставлена в ранг общезначимого понимания социума и подвергалась стандартизации критериев. Условно говоря, если изображалась доярка с коровой, то она должна была улыбаться и доить корову. Если на фото был заводской рабочий, то он непременно должен был быть в каске и всем своим видом вдохновлять всех идти работать на завод, строить коммунизм и т.д. Никакой метафизики. Современная же уличная фотография совершенно иного масштаба, она многоаспектна. Кроме документальной фиксации момента авторы зачастую привносят в свои работы существенный художественный штрих.

— Есть ли как-то особый «месседж», который ты хочешь передавать зрителю своими фотографиями?

— Фотография — это, прежде всего, образ жизни. Фотограф может ходить целыми днями по пыльным улицам городов, чтобы созерцать этот мир. И если он удостоится подарка от Всевышнего, то увидит в этой дорожной пыли бриллиант, возьмет его в руки и повернет так, чтобы для зрителя он заблистал. Можно сказать, что я показываю всем подарки Всевышнего. Ведь, по сути, от фотографа ничего не зависит, он лишь инструмент. Фотограф только обладает желанием (и то не всегда) и нажимает на кнопку. А всю остальную работу делает за него Творец.

— Что особенного в «улице», почему ты ее фотографируешь?

— Улица — это не просто пешеходный тротуар и проезжая часть, а отдельная система объединения социума в одном месте, в определенный временной отрезок. Это объединение непостоянно, диффузно, ритмично. Люди сходятся, расходятся — происходит взаимодействие. Мне интересно это взаимодействие между людьми. Это может проявляться в эмоциях людей, в их телах, жестикуляции, развороте фигур, во взглядах, в скорости передвижения, в одежде… И всё это происходит на фоне архитектурных объектов, неживой природы, в которой также скрыты свои искры. Это механизм взаимопроникновения человека в окружение и окружения в человека… Вот этот интересный механизм я и пытаюсь показать со стороны.

— Есть ли какая-то особая еврейская точка зрения на вещи через объектив или ты пытаешься быть объективным?

— Любой еврейский фотограф чувствует этот мир иначе. Наверное, это проявление его души. Есть история про учеников Бааль Шем Това, которые не могли увидеть перемены, происходящие в мире, не могли понять, как действует ашгаха-надзор Творца над всем сущим, когда Бешт оставил их наблюдать за полем. Но они так и не смогли понять это самостоятельно, на что их учитель, рабби Исруэль, указал им на зеленый листок, подхваченный ветром. Потом ветер ослаб, листок начал падать и застрял возле небольшого холма. Из земли выполз червячок и начал его есть… В этом мире все роли четко распределены. Просто надо стремиться к тому, чтобы понять свое предназначение здесь, ценить то, что уже есть, и максимально себя реализовывать для достижения благих целей.

— Ты заранее договариваешься с людьми, которых фотографируешь или просто ловишь момент?

— Нет, у меня нет постановочных фотографий. Можно сказать, что я действительно ловлю моменты. В ожидании такого момента я могу простоять на одном месте довольно долго. А иногда он происходит внезапно и стремительно. Всё по-разному. Люди на улице чаще даже не понимают, что их сфотографировали. Я стараюсь быть незаметным, если только это не было изначальной задумкой — спровоцировать будущую сцену. Но также я всегда чувствую уверенность, что в определенном месте, даже в определенное время, произойдет то событие, которое я успею сфотографировать и в этом кадре раскрыть.

— Что особенного в твоих фотографиях?

— Я не могу выделить что-то особенное в своем творчестве. Оценку может дать только зритель. К своим фотографиям я всегда отношусь критически. Какие-то фотокарточки мне больше нравятся, какие-то меньше. Иногда фотография должна отлежаться пару лет, чтобы я мог на нее по-новому взглянуть и показать зрителю. Но также могу сказать точно, что любая фотография — это продукт моего внутреннего фильтра, мировоззрения, поэтому я всегда со зрителем открыт. Но с другой стороны — стараюсь оставить в любой своей фотографии недосказанность истории. Если содержание фотографии слишком уж прозрачно и понятно, как это было зачастую в жанре «социалистический реализм», то не запомнится никому. Важно, чтобы стоящий напротив нее человек, начал думать, анализировать, чтобы он вошел через мое произведение в контакт с мной, встал с моим взглядом на одну плоскость.

— Твои фотографии пытаются остановить время в моменте или это короткий отрывок из фильма?

— В Вашем вопросе наисложнейшая дилема: «время и фотография» или «соотношение фотографии с киноискусством». В свое время российский искусствовед Юрий Богомолов в статье «Как работает время в фотографии» (Богомолов Ю.А. Как работает время в фотографии / Ю.А. Богомолов // Советское фото. – 1979. — №1. – С. 25-27) указывал, что «фотографии дано остановить мгновенье». В фотографии есть свой индивидуализированный подход к обращению со временем — «тонким, почти прозрачным художественным материалом». И анализ временных отношений — это огромные возможности в фотографии, не меньшие, чем в живописи и кинематографе. Протяженность события во времени, его фиксация на фотокамеру — это выразительная поэтика фотографии. У меня есть кадры, на которых изображены люди под зонтами в дождь. Люди застыли, а дождь продолжает литься. Соотношение статичности момента с движением дождя создают в совокупности ощущение протяженности события. Вообще, основная культурная заслуга кино и фотографии — это открытие настоящего времени. Но возникает еще более глубокий вопрос — может ли фотография повернуть время назад? Если вы потратите час времени и начнете рассматривать фотографии в своих старых семейных фотоальбомах, то однозначно ответите на этот вопрос…

— По твоему мнению мир через объектив выглядит лучше или хуже?

— Мир такой, какой он есть. Ни лучше ни хуже. В нём есть красота — она либо скрыта, либо доступна. Но порой то, что покажется красивым одному человеку, у другого вызовет неприятие. Проблемами восприятия фотографии в целом и уличной фотографии в частности занимается большинство фотографов. Мы можем это увидеть на примере количества лайков в социальных сетях. У некоторых фотография наберет тысячи лайков, у других — единицы. Почему? Если отодвинуть в сторону маркетинговые и pr-уловки, то при равных составляющих фотография будет восприниматься зрителем в чистом виде. И когда человек сопоставит это изображение шкале своего визуального опыта и ценностей, оно займет свое место в этой «шкале», и человек поставит «Like». Для этого порой необходима секунда, не более. Если же фотография не будет соотнесена с этим измерением, то тут два варианта: либо зритель получает новый опыт, и изучаемая им фотография приобретает новую ценность, либо человек, очевидно, ее не оценит. В этом случае он не поставит «Like». Но будет ли меняться от этого мир? Полагаю, что фотограф своими фотографиями может изменить зрителя. Не важно в каком жанре он снимает. Я как-то задал подобный вопрос зятю моего Ребе из Чернобыля. Зятя зовут рав Мордехай Тверский. Он ответил, что «если фотография красива, она может привести человека к тшуве (раскаянию)». Меняя человека с помощью фотографии, фотограф может изменить мир.

— Что ты хочешь сказать израильтянину, который придет на выставку твоих фотографий?

— Если хоть одна из тридцати фотографий, представленных мной на выставке, разбудит еврея и приведет его к исполнению хоть одной мицвы в этом мире, то мне будет и этого достаточно.

Источник публикации:
«Изменяя человека фотографией — фотограф изменяет мир». Интервью//Информационное агентство «MIGnews.com» — интернет-издание и газета на русском языке. 2017.
URL: http://mignews.com/news/interview/300118_171529_94692.html (дата обращения: 30.12.2019).