Я пропускаю каждый снимок через себя

Среди пяти правил Залмана Шкляра для начинающих фотографов мне кажется главным — искать свой неповторимый стиль съемки. А какой авторский стиль самого Залмана Шкляра?

— Я всегда нахожусь в поиске, чтобы не «заржаветь». Но в последние года многие мне говорят, что в моих фотографиях есть отличительные особенности. Жесткая линейность, «упрямый» контраст, своего рода «психоделическая эмоциональность» людей, которых я снимаю на улицах. И не важно – цветная это работа или монохромная. Эти условные правила всегда в них присутствуют. Можно ли их выделить среди многомиллионного фотонаследства? Не уверен. Но одно знаю точно – я пропускаю каждый снимок через себя, как фильтр. И свой личный эстетический опыт переношу в фотографию с осознанным намерением изменить мир вокруг себя. Романтик 😉

— К вашей фамилии и имени неизменно примыкает «стрит-фотограф». Согласны ли Вы с таким позиционированием и что лично Вы вкладываете в понятие стрит-фотография?

— Я последователен в своем творчестве. Все фотографии у меня, так или иначе, связаны с уличной жизнью. Можно ли назвать это «стрит-фотографией»? Думаю, да. Большинство моих коллег по «уличному цеху» идут по натоптанным шаблонам от Брессона до Парра. Я же не замыкаюсь на этом, не ограничиваю себя надуманными принципами «стрит-фотографии», которые пытаюсь насадить современные теоретики в своих публикациях. Стрит для меня безграничен и многогранен. Кстати именно поэтому я наблюдаю одну тенденцию. Большинство фотографов, которые работают в этом жанре со временем становятся заложниками установленного клише. Они не могут уже без него снимать, рука тянется к повторам. Откройте работы победителей современных стрит-конкурсов, фестивалей и другой мишуры! Ничего нового, что может удивить, 99% клише.

Мне кажется, что стрит-фотограф (пусть будет так) сродни спецназовцу – он должен уметь всё и даже немного больше, делать быстро и мгновенно оценивать обстановку. Какие особенности в специфике стрит-фотографии Вы можете выделить?

— Такие же особенности, как и у любого другого жанра. Я полагаю, что красивая работа получается только у высокоинтеллектуальной личности. Если человек не читает книг и бездушен – у него и работа пустая будет. Более того, я считаю, что атеист не может создать живую фотографию, наполненную глубоким смыслом. Он самоограничен в своем творчестве.

Это умение делать всё видно и в экспозиции – здесь в трех сериях и фиксация движения дворовых футболистов, и человеческие эмоции на улицах, и геометрия архитектуры. Это намеренная всеядность? Что всё-таки ближе? Какие элементы нашего мира стараетесь выделить в наибольшей степени?

— В своей выставке «Нецветной город М», в трех залах, я показал совершенной различные серии. Их объединяет только направление – стрит. Как я ранее говорил, для меня стрит – это многогранный жанр. Знаете, эмоция в кадре это ведь не только лицо человека. Эмоция может быть и в неодушевлённом предмете, в том числе архитектурных линиях, в строгости монументальности. Или, к примеру, в зонтике, в руке человека. Выразительность снимка, его художественная наполненность — это очевидная для меня основа. Назовите это, если угодно, поэтикой фотографии.

Что складывается в итоге этого пазла чувств и знаний? Есть ли стремление создать целостную картину нашего времени в глобальном пространстве?

— О сложении «пазла». Пазл из одних «чувств» и «знаний» не является полноценным. Должен быть «пазл» из мудрости, разума и познания. Эти «одеяния» без которых человек не может существовать в принципе. Фотография в данном случае является не более чем инструментом, среди других инструментов. Ее условно можно отнести к категории «познания» — пути соединения мудрости и разума.Фотография буквально строит то, что родилось в мысли человека, и он ее выражает, путем определённых действий: осознанием, визуальным оформлением, т.е. пониманием деталей, и, как следствие, фиксацией. Так вот, эта фиксация или стадия «познания» меняет не только самого фотографа, его «внутреннее пространство», но и весь мир вокруг него.

Работая в разных странах, ловя уличные эмоции в самых разных городах, ощущаете ли Вы разницу или мы все созданы по одному образу и подобию? Что в большей степени разделяет нас?

— Все мы Человеки. Безусловно, разные народы имеют свои культурные особенности, что выражается в их поведении и выразительности. Но глобально – существенных различий нет. Разделяет только меня одно. Я вижу все со стороны, а меня не видно, т.к. я стараюсь раствориться в толпе, чтобы быть не заметным. Стоим по разные стороны баррикад.

Какая мечта есть у Вас как у фотохудожника?

— Стать фотографом.

Источник публикации:
Я пропуская каждый кадр через себя. Интервью//Cultobzor.ru: сетевой журн. 2017. URL: http://cultobzor.ru/2017/08/zalman-shklyar-interview/ (дата обращения: 28.08.2017).