Залман Шкляр. Заветный кадр

Будапешт для меня оказался не цветным – более реалистичным, нежели метафизично-недосказанным городом. Но в этом реализме был свой шарм, индивидуальность. Она была выражена как в полуразрушенной фактуре фасадов домов (ощущение атмосферы первой половины 20 века), так и в строгих, сдержанных лицах.

© Zalman Shklyar

© Zalman Shklyar

Так и здесь, в этом кадре, я увидел эту жесткую действительность – отсутствие улыбки у главного героя, подчеркнуто выверенную геометрию фона… Можно сказать, что строгое лицо является основным акцентом в кадре, но оно же играет роль связующего звена со всеми другими немаловажными деталями. Взгляд выражает только мимолетный интерес ко мне, как будто я прервал развитие сюжетной линии, построение сцены. Даже собеседник главного персонажа еще не перестал улыбаться, его ухмылка еще не растворилась, и он не обращает на меня никакого внимания, а продолжает по инерции смотреть на своего оппонента, когда тот на миг был мною отвлечен. Также и собаки выражают ко мне полное равнодушие – они фотографа еще не замечают и безучастны к происходящему внезапному изменению. Все персонажи сцены демонстрируют уравновешенное спокойствие, которое еще могло бы продолжаться долгое время, если бы…

Через несколько мгновений всё было изменено: на меня смотрели уже все герои кадра. Улыбка второго старика немедленно ушла с лица, собаки повернули почти одновременно свои морды и, увидев фотоаппарат у моих глаз, показали свои клыки и стали грозно рычать. Равновесие спокойствия было нарушено, маятник качнулся не в мою сторону. Я быстро опустил фотоаппарат, улыбнулся и пошел дальше, мимо них, не оборачиваясь.

Мне было все равно, что происходило за моей спиной, я получил то, что хотел – заветный кадр!

Источник публикации:
Залман Шкляр, «Заветный кадр», из серии «Bud-a-pest 16»//Bleek Magazine — онлайн журнал, посвященный современной фотографии и авторскому кино. 2018. URL: http://bleek-magazine.ru/stories/otdel-kadrov/zalman-shkyar/ (дата обращения: 23.01.2019).