О красоте мира без ненужной шелухи

— Добрый день, Залман! Для начала традиционный вопрос. Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?

— И вам хорошего дня! Ваши два вопроса можно соотнести с одним глобальным: «Кто я?» Написано в Книге Коэлет, автором которой является сам царь Соломон: «Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем?» и далее дается ответ: «Видел я все дела, что делаются под солнцем, и вот всё суета и погоня за ветром». Многие занятия в этом мире являются пустыми и бесполезными, человек может тратить понапрасну много времени, заниматься зарабатыванием денег и даже фотографировать ради удовлетворения своего «я». Это не мой путь, он мне чужд.

Если быть более прямым и откровенным, то моя профессия — изучать заповеди Торы и жить согласно им, как богобоязненному еврею. Более того, мир фотографии я открыл для себя именно из этой книги.

Мир, который создал Творец, многогранен, и одна из моих задач как фотографа — раскрыть его красоту и очистить ее от ненужной шелухи. Это как гроздья винограда, окруженные листьями: с одной стороны, они его защищают, а с другой самое ценное — это сам виноград, ягода.

Иными словами, не существует мира фотографии как отдельной субстанции. Это просто некий инструмент раскрытия святости здесь. И если он находится в правильных руках, руководимых разумом, то задача будет решена и цель достигнута. Вот как-то так (улыбается).

— Вы снимаете уже более 10 лет. С чего вы начинали? Какие знаковые моменты можете припомнить? Может быть, были работы, которые помогли понять свой путь в фотографии?

— На самом деле я начал фотографировать еще в детстве. Это было пионерско-неформальное время, когда щелкаешь всё, чтобы хоть как-то зафиксировать на память любые жизненные эпизоды. И конечно, это была пленка. Мой друг Константин Юинг еще лет 25 назад научил меня всем основам пленочной фотографии, от композиционных экспериментов с объектом съемки до печатания и просушки на прищепках. Наверное, вкус к нестандартному видению стал у меня формироваться с детства.

Но свой путь в фотографии я до сих пор не ощущаю. Почему? Потому что это не отдельная какая-то тропинка, а просто взгляд на мир, в котором дышишь. Более того, фотография — это то же самое, что и любое иное искусство, например поэзия, музыка… С последними я тоже «в друзьях» почти с рождения.

Недавно, общаясь с джазовыми музыкантами братьями Бриль, я услышал от них подтверждение этого факта. Ритмы стихосложения, чувствование слов и музыкальных пауз, гармоничность либо анархический провокационный хаос — все это присуще любому виду традиционного искусства.

— Как вы изучали фотографию? Может быть, посещали какие-то курсы, мастер-классы?

— Во всем виновата моя лучшая половина — жена. Она мне как-то сделала подарок — взяла и записала в ученики к фотографу Ларе Эльбаум, которая еще больше раскрыла меня и придала моему фотографическому вкусу более отчетливый вид. Поэтому что такое художественная фотография и с чем ее «едят» — это ее заслуга. Знаете, в какой-то момент, мне кажется, Лара поняла, что меня тянет на полный андеграундный авангард и отправила меня в свободное плавание…

Недавно прошла моя персональная выставка «Поэтика стрит-фотографии. Человек в геометрии». Среди многочисленных отзывов Лара написала мне в книге пожеланий: «Мне очень гордо!» И эти слова для меня многое значат.

— Расскажите, пожалуйста, о проекте ZS Photo Agency. Вы реализуете в нем свою любовь к архитектуре?

— Это мое фотоагентство, которое я создал несколько лет назад. Основная его специализация — съемка архитектуры и интерьеров. Фактически это мой основной «фотозаработок» в сочетании с любовью к архитектурному геометризму. Название из первых букв — это аббревиатура моих имени и фамилии.

— Что нужно для коммерческой съемки архитектуры и интерьеров? Специальная техника? Навыки? Может быть, даже особое художественное видение?

— Хорошие вопросы. А что нужно для успешной съемки в любом жанре? Вы знаете, коммерческий вопрос важен, но не является основой моей фотодеятельности. Важен в первую очередь творческий интерес, если его нет, то ничего хорошего не выходит. Когда я снимаю, то буквально погружаюсь вовнутрь объекта съемки, начинаю чувствовать его каким-то отдельным чувством. И это касается не только стрит-фотографии, но и архитектурной съемки. В конечном итоге я сочетаю и то и другое, но при этом в первую очередь делаю акцент на геометрию архитектурного авангарда и оживляю его психологией, эмоциями человеческого присутствия. Все остальное — вопрос техники, которая, кстати, в моем арсенале различна — от мануальных супершириков для вытягивания линий архитектуры и интерьеров до творческих тилт-шифт-стекол.

— Как думаете, фотография — это всегда субъективный взгляд автора через призму того, что он замечает в окружающем мире?

— Нет, конечно. У автора нет своего взгляда. Мы вообще ничего сами по себе не имеем. Это либо дается сверху, либо нет. Главное — успеть раскрыть свою ладонь и потом не забывать быть благодарным. Можно овладеть техникой, можно усовершенствоваться в каких-то аспектах фотосъемки, но это будет только поверхностью, формой, стандартом. Я знаю много фотографов, которые живут этим ремеслом, особенно среди репортажного жанра. Но этот «автомат», в конечном счете, загубил их потенциал в фотоискусстве. Не всех конечно, но многих. Они не могут видеть по-другому, у них потолок уже достигнут. Поэтому, либо дано, либо нет. Это из серии «медведь на ухо наступил»… Но, возникает вопрос — а можно ли постичь эстетику, чтобы иметь «особое» видение и творческий вкус? Можно. Только для этого надо много читать соответствующую литературу и анализировать творчество классических фотографов и конечно практиковаться. Все по-порядку. Было бы желание и тогда потенциал сверху раскроется.

— Как научиться видеть и замечать больше?

— Достаточно одного мига, чтобы взгляд выстроил композицию кадра в геометрических составляющих и в сочетании с выраженной эстетикой. Но для этого нужно учиться видеть этот мир, а значит понимать его!

— Сегодня вы активно снимаете в жанре уличной фотографии. Расскажите, что для вас означает уличная съемка?

— В принципе, я уже ответил на вопрос. Это попытка показать те грани нашего мира, которые раньше не замечали или им не придавали должного значения. Ценность скрывается буквально под ногами, и эту искру надо только поднять и раскрыть. Стрит-фотография для меня — это философия формы общения с окружающим миром посредством стекол на моем носу в оправе очков и через стекла на моем фотоаппарате, погрузиться с чистыми намерениями, чтобы увидеть и понять.

— Почему вы предпочитаете снимать сверху вниз и снизу вверх?

— Я так вижу, мне так интересно. А может, это воспитанный вкус. Я же говорю, эксперименты с композицией у меня с детства. Но есть одна важная деталь, которую я стараюсь не переходить. Это грань на стыке формализма и поэтики. Формализм я отвергаю в своем творческом процессе, стараюсь избегать его. В этом плане я пытаюсь склонить маятник в сторону не формализированной метафизики, а к поэтике.

— Есть ли сюжеты в уличной фотографии, которые привлекают вас больше остальных, — отражения, случайные портреты, детали архитектуры и прочее?

— Меня привлекают те ракурсы, которые будут для меня недосягаемы. Если я понимаю, что тот или иной объект будет смотреться как-то необычно, то сделаю все, чтобы заполучить этот результат. Картинка складывается в моей голове порой молниеносно — и пространство, и форма, и ритмичность. Но для этого должно быть чистое, не смешанное ни с чем намерение.

— Уличных фотографов часто спрашивают, как преодолеть боязнь снимать без разрешения? Что вы скажете на этот счет?

— Я никого не боюсь, кроме Б-га! Если возникает конфликтная ситуация, то причину надо искать прежде всего в себе. Уличный фотограф как минимум не должен вызывать негатив либо он должен быть незаметным. Рецептов много. Как-то об этом хорошо высказался Георгий Пинхасов: «Всё зависит, первое, от твоей интуиции, второе, опыта, и третье, той ситуации, в которой находишься».

— Снимая незнакомых людей, вы стараетесь быть незамеченным или режиссируете окружающую действительность? Всегда ли вы добиваетесь задуманного кадра, несмотря на реакцию окружающих?

— Когда как. Бывает, я специально стараюсь вызвать интерес у окружающих, расставив «отвлекающие ловушки» для их взглядов. Предположим, если вы поместите около себя красный, яркий предмет, то в первую очередь люди будут обращать внимание на него. А это даст шанс увидеть со стороны их удивленный взгляд и зафиксировать его. В этом случае я режиссирую, провоцирую. В других же ситуациях я нахожусь в растворено-скрытом режиме.

— Случались ли у вас конфликтные ситуации? Как на них реагировать, что посоветуете?

— Случались, особенно с охранниками торговых центров. Есть два варианта решения: уйти в сторону либо быть грамотным и принципиальным юристом с удостоверением фотожурналиста как представителя СМИ.

— Рассуждая о фотографии в целом и уличной фотографии в частности, Брессон уделял огромное внимание решающему моменту. А что для вас означает это понятие? Что должно произойти в окружающем мире и в ваших мыслях, чтобы вы нажали на кнопку затвора?

— У меня такое же мнение, что и у Брессона. Хотя я полагаю, что в этом понятии он не открыл ничего нового. Брессон просто описал, что из себя должен представлять фотограф во время нажатия на «курок». Безусловно, понимание построения кадра, ожидаемого события соприкасается с интуицией фотографа. Нужно уметь предвидеть событие, быть погруженным в него либо наблюдать в роли посредника… Вы знаете, кто Главный Фотограф? Мы можем только выполнять действия, а событие либо будет происходить, либо нет. Это тот же подарок, который либо принимаешь, либо не замечаешь. Иногда я, предвидя то или иное событие, делаю только один кадр. Искра взлетела.

— У вас очень много черно-белых фотографий. Вы сразу снимаете в монохромном режиме или же обрабатываете потом?

— Я сразу снимаю в черно-белом режиме. Мне так просто удобно: не отвлекаюсь на детали палитры, поэтому вижу сразу суть, на нее и нацеливаюсь. Цветовое решение — это отдельная тема для рассуждения. У меня в этом тоже есть свои приоритеты. Если в общих чертах, то мне импонирует цветовое решение Георгия Пинхасова и Бориса Савельева.

— Что для вас вообще означает обработка? Уместна ли она в документальной, и в том числе в уличной, фотографии?

— Обработка уместна всегда. Давайте быть честными: при проявке и химической обработке снимков тоже происходит обработка кадра. Фотохудожник может с помощью разных технических возможностей придать ему свой настрой, эмоциональную нагрузку. Фактически цифровая программная обработка (минимум которой существует в прошивках современных цифровых фотоаппаратов) — тот же самый процесс. Споры о том, что лучше, пленка или цифра, или обработка фотошопом, или фотография должна быть «чистой», — на мой взгляд, большая глупость. Важна реализация конечной цели, важен результат, который заставляет задуматься.

— Сколько кадров вы можете сделать за одну прогулку? Вы относите себя к «пулеметчикам» или «снайперам»?

— Стараюсь быть «снайпером». Мой процесс съемки сложен и по-своему изнурителен. Это из серии, когда количество переходит в качество. Можно из тысячи кадров выбрать один (и такое у меня тоже бывает), а бывает, я делаю сразу один-единственный и понимаю, что сегодня лучше, чем это, я не сниму.

— Вы просматриваете фотографии сразу или через какое-то время? Считаете ли вы, что взгляду необходимо давать отдых?

— Я начинаю просматривать снимки в тот же день, делаю черновой отбор. Потом в течение пары дней довожу их до идеала, сравнивая. Периодически спрашиваю мнение своей жены как человека с чистым взглядом со стороны.

— Чем вы сейчас снимаете?

— Для каждой задачи у меня своя техника, довольно большой арсенал. Скажу так: я пользуюсь тем, что мне удобно в тот или иной момент. Больше предпочтений я сейчас отдаю Olympus и Canon. Порой мне приятно держать в руках большую тяжелую зеркалку от Canon, особенно для портретных или студийных съемок. Но для улицы мне больше нравится компактный Olympus.

— Ваши фотографии — результат запланированных прогулок по городу или вы снимаете просто мимоходом?

— Со своим компактным фотоаппаратом я не расстаюсь никогда. Поэтому на улице у меня всегда под рукой Olympus, ведь интересный сюжет может быть мимолетным. Но последние несколько лет я мыслю серийно, например, хочу сделать серию фотографий, объединенных определенной тематикой, поэтому и планирую съемку. Бывают ситуации, когда у меня есть немного свободного времени и я чувствую, что надо начать съемку, должен быть «клев». И, как правило, уже не могу остановиться, процесс затягивается на часы, пока я не сделаю тот кадр, который меня остановит. Сопереживание творящимся вокруг событиям, эмоциональная одухотворенность — все эти составляющие захватывают меня, заставляют, наблюдая за этим миром, познавать его.

— Среди других своих интересов вы называете музыку, книги. Какую музыку вы любите и снимаете ли с музыкой?

— Нет, с музыкой не снимаю. По той лишь причине, что не хочу пока смешивать и дополнять одно искусство другим, хотя корень у них один.

Тем не менее, я периодически снимаю известных музыкантов во время их концертов. Даже готовлю отдельный проект-выставку на эту тему. В моем портфолио есть психологические фотографии Юрия Башмета, Геннадия Рождественского, Алексея Козлова, братьев Бриль, «АукцЫона» и других. Я и сам увлекаюсь музыкой всю свою жизнь, наверное, с пятилетнего возраста, когда пошел в музыкальную школу. В настоящее время предпочитаю слушать джаз, раньше любил психоделический панк Егора Летова, с которым в начале 1990-х вел переписку (остались даже его уникальные философские письма).

— Какая литература вдохновляет вас? Становятся ли фотографии воплощением внутренних переживаний, дум, поисков?

— Есть только одна книга, которая меня вдохновляет, — Тора. Что касается переноса своего внутреннего мира на фотографию, то, скорее, всё наоборот. Это мир воплощается в моих снимках, с его знамениями, сакральностью. Я только раскрываю его.

— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?

— Когда-то много лет назад один гитарист, который не хуже Хендрикса выдавал симфонию на струнах, сказал мне, что невозможно оценить Баха. По отношению к нему нельзя сказать «нравится» или «не нравится». Это относится и ко всей классической музыке. И к фотографам, которые стали классиками. Классика — это достижение, планка, выше которой еще никто не смог прыгнуть. Индивидуальность Георгия Пинхасова — в его формах и гармонии цвета, это на уровне эмпиризма.

Я как-то получил письмо от известного в мире фотографа Rui Palha с отзывом о моих работах. Он написал коротко: «Very nice, Zalman!» Ему слова не нужны — он тоже мыслит эмпирически. А другой стрит-фотограф мирового уровня, Bill Rauhauser, которому уже более 95 лет (!), восторгаясь моими работами, написал, что мой взгляд очень креативен как для композиции, так и для самого субъекта съемки. А это и есть уникальность. Наверное… Не мне об этом судить.

— Большое спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Удачи вам и новых прекрасных работ!

— Спасибо. Больше добрых дел и хороших новостей!

Источник публикации:

О красоте мира без ненужной шелухи. Интервью// Российское фото : сетевой журн. 2015. URL: https://rosphoto.com/portfolio/zalman_shklyar-3670  (дата обращения: 22.11.2018).