Э. Герман. Уличная фотография Залмана Шкляра. Выставка в Риге. Впечатления.

Не вкладывайте деньги в дорогие фотокамеры, вложите их в саморазвитие.
Шедевры создает не камера, это делает человек.
Г. Бинде

Как некоторым известно, я стараюсь не пропускать значимые события в культурной жизни Латвии в целом, а тем более в Риге. К сожалению, в Риге не так много галерей и музеев, особенно тех, которые специализируются на художественной фотографии. Но если вспомнить, что в Латвии была очень серьезная по уровню фотографическая школа (достаточно назвать такие имена, как Гунар Бинде,Филипп Халсман, Арнольд Плаудис, Валдис Браунс), то станет понятно, почему любые новые выставки жанровой поэтичной фотографии пробуждают любопытство рижской интеллигенции.

Событие, о котором пойдет речь, стало буквально яркой вспышкой в новой истории фотографии Латвии. 2 апреля в Доме Конгрессов Риги открылась выставка «Улица. Решающий момент» известного российского фотографа Залмана Шкляра. Для меня лично было неожиданностью, что к Риге проявил интерес представитель именно российской школы фотографии, ведь политические отношения между Латвией и Россией весьма прохладные. Но, как оказалось, к счастью, не в культурной сфере. Конечно, я не могла пропустить это мероприятие и пошла на его открытие…

Есть фотографы, которые бездумно щелкают кнопкой фотозатвора в надежде, что сотворят шедевры. Другие – полагаются на своё разрекламированное имя. Но этот фотограф (я была поражена!) не относится ни к одной из этих категорий. Его работы выглядели буквально «наследием» уличной классики фотографии Брессона, Майер, Куделки, Виногранда и других. И в то же время у Залмана Шкляра я почувствовала другой взгляд, отличительный, индивидуальный.

Когда на открытии собралось, наверное, человек 150 (!), среди которых, кстати, я заметила и классика Валдиса Браунса, Залман взял слово. Он стоял у своих работ перед большой аудиторией и стал рассказывать о своем внутреннем мире, понимании фотографии как инструмента «раскрытия искр» здесь, в этом мире. Это было очень необычно, до этого я никогда не задумывалась и не слышала о таком глубоком видении философии фотографии. Когда человек говорит, можно сразу определить, каков его внутренний мир, свойства его характера… Перед нами стоял добрый, открытый человек. Автор интересного воспроизведения мира.

Было представлено 30 монохромных работ, которые составляли единую историю. Одна работа буквально переходила в другую, другая – в третью и т.д. Вся экспозиция выглядела гармонично и необычно по своему содержанию. Все фотографии были посвящены уличной жизни, вернее ее разным граням, так как моменты, запечатленные этим фотографом, повторить невозможно. Условно выставка начиналась с романтичных фотографий людей под дождем с зонтиками. Четкая геометрия форм архитектурных фонов, человеческих фигур, вытянутые линии – знакомый почерк Залмана. Постепенно в работах стал прослеживаться жесткий стиль, лица людей стали приобретать тяжелый, усталый вид – отпечатки трудной жизни социума в среде мегаполиса; некоторые лица автором были увидены в сокрытии: либо за завесой дыма сигарет, либо в жесткой тени.

Фотограф словно вытаскивал наружу сцены противопоставлений, конфликтов людского взаимодействия. На первых фотографиях мы видели одинокие фигуры людей, на последующих – две, три, четыре фигуры… И в самом конце это была уже толпа с жесткими бескомпромиссными лицами, выражающими разные судьбы. Они смотрели в разные стороны – кто-то скрывался, кто-то глядел прямо, проникновенно, в глаза зрителя…

Фотографии Залмана заставили меня взглянуть на уличный мир по-другому.

Со стороны этот мир оказался очень сложным механизмом, управлять которым одному человеку непосильно. Но создалось впечатление, что за этим миром кто-то точно присматривает, направляя на вас свой объектив…

Источник:
Эрика Герман. Уличная фотография Залмана Шкляра. Выставка в Риге. Впечатления. //Интернет-блог Эрики Герман о Латвии, Риге и Юрмале, 2017 URL: http://rigalatvija.com/ulichnaya-fotografiya-zalmana-shklyara-vystavka-v-rige/ (дата обращения: 25.01.2020).