Рижский колорит фотографа Залмана Шкляра

— Здравствуйте, Залман. У Вас недавно в нашем городе прошла персональная выставка «Улица. Решающий момент». Выставка не прошла незамеченной: много людей приходило смотреть Ваши работы, были многочисленные интервью ведущим СМИ, в том числе Первому Латвийскому телеканалу… Всё это было, безусловно, вызвано интересом как к Вашему таланту, так и к уличной фотографии как к самостоятельному жанру. Как Вы считаете, можно ли уличную (стрит-) фотографию отнести к самостоятельному жанру?

— Здравствуйте. Тяжелый вопрос Вы задали. Дело в том, что стрит-фотографии всегда приходится отвоевывать свое место под солнцем.

© Zalman Shklyar

Но давайте посмотрим на историю. Первая в мире сохранившаяся фотография «Вид из окна в ЛеГра» Жозефом Нисефором Ньепсом (Joseph Nicéphore Niépce) была сделана приблизительно в 1826 году. Посмотрите на нее внимательно – вы увидите изображение архитектуры домов, улицы. Уже в 1838 году мы можем увидеть фотографическое изображение людей на улице. Это были три фигуры людей на скамейке, а также четверо мужчин и чистильщик обуви в работе Луи Дагера (Louis Daguerre) «Бульвар дю Тампль». С развитием истории фотографии фотографы все больше и больше акцентировали свой взгляд на людях как объектах съемки. Очередной всплеск, глоток дыхания произошел с появлением 35-мм дальномерных камер и связан с именами классиков от Брессона и Виногранда до Майер и Оркин. Иными словами, фотография улицы, ее обитателей – это, можно сказать, одна из основ фотографии в целом. И конечно, я считаю это отдельным направлением, которое может включать в себя элементы и правила других жанров и «поджанров», приемы, которые могут использоваться в других направлениях фотографии.

— Интересная позиция. Тогда другой провокационный вопрос – как документальная фотография соотносится со стрит-фотографией?

— Документальная фотография не ограничивается только уличной съемкой. Она выводит в верховенство принцип фиксации события как социального явления. Уличная же фотография с этим может быть не связана никак, тем она более современная. Более того, у документальной фотографии есть принцип идеологической пропаганды. А уличная фотография не ограничена этими рамками, она может вообще не нести никакой идеологии, а быть выразителем просто… шутки.

— Хорошо. Вернемся к нашей «рижской жизни». Некоторые Ваши фотоработы, которые Вы сняли в Риге, уже публиковались в латышских СМИ. Скажу честно, они психологически очень «давят» на меня лично. Может быть, из-за своего необычного «монохромного» содержания… Я заметил, что Вы любите создавать высококонтрастные кадры в низком ключе. Почему?

— Мои черно-белые уличные кадры нацелены только на одно – на глубину человеческой души. Каждого человека я показываю так, как он мне видится в моем воображении. Кто-то имеет интересные формы фигуры, кто-то выражает интересные эмоции, кто-то имеет открытое лицо, кто-то прячет себя за дымом сигареты… Акценты могут быть разными. Мои фотографии, как я могу судить с годами, не оставляют зрителя равнодушным. Знаете, среди моих зрителей нет «среднего» мнения. Мои фотографии либо воспринимают с негативом, либо они западают в душу. Среднего – не слышал. И это, на самом деле, очень важно для меня. Значит, я иду в правильном направлении.
Однако хочу Вас разочаровать – я сделал и цветные кадры «уличной» Риги. Так как метафизика цвета мне не чужда совершенно. На меня большое влияние оказывает творчество Бориса Савельева, Георгия Пинхасова, Сола Лейтера (Saul Leiter), Эрнста Хааса (Ernst Haas), Гарри Груйера (Harry Gruyaert), отчасти Бориса Михайлова.
Я провел несколько дней, снимая цвет рижского центрального рынка. Он очень эмоционально-экспрессивен, колористично-насыщен. Несколько похожую палитру я встречал на блошином рынке в старой части Яффы, в Израиле.

— И как люди реагировали на съемку? Ведь очевидно, что основная часть продавцов на рынке – это люди, которые имеют слабые представления об искусстве. Были конфликты?

© Zalman Shklyar

— Было по-разному. Один раз возникла конфликтная ситуация с продавцом, который был против съемки. Он думал, что я его снимал, а по факту он меня как объект съемки вообще не интересовал. Пришлось показывать ему отснятые кадры и убеждать, что я его не фотографировал. Паранойя. Но я это воспринимаю всегда спокойно и адекватно. Если меня заметили и я вызвал негатив – это моя профессиональная ошибка. Парадокс, но уличный фотограф должен быть незаметен даже когда его заметили! Условно говоря, можно вплотную подойти к человеку и сфотографировать его лицо, и… он о тебе через секунду уже не вспомнит, даже не обратит на это внимание. Это и есть одно из проявлений решающего момента, по моему мнению. Но самое главное – это то, как созревает этот миг, разворот событий до наступления единственного шанса нажать на кнопку затвора фотоаппарата.

— Судя по тому, какие фотоработы были представлены Вами на выставке, теперь я понимаю, почему Вы назвали ее «Улица. Решающий момент»…

— Это была серия одиночных фотографий, сложенных в одну единую историю. В этой истории я попытался, кроме всего прочего, раскрыть такие понятия, как «ожидание» и «внезапность» в уличной съемке. Порой, чтобы создать кадр, мне необходимо стоять на одном месте чуть ли не час. Порой это – миг. Но знаете, что эти два подхода объединяет? Неповторимость того, что уже произошло и зафиксировано мной.

— Интересно было с Вами общаться… Надеюсь, Вы еще приедете в Ригу с новыми, не менее интересными фотографиями.

— Спасибо за Ваш интерес. Если будут приглашения от культурных организаций Латвии провести у них выставку, то, конечно, буду только рад еще раз побывать в Вашем красивом городе. Тем более что материал для новых фотопроектов есть. Так что всё возможно…

Источник публикации:

Riga’s coloring by photographer Zalman Shklyar. Interview// Vedomosti.lv: инф.портал. 2017. URL: https://vedomosti.lv (дата обращения: 27.04.2017).