От мира — к фотографу, от фотографа — к окружающему миру

В Израиле проходит фотовыставка «Улица» российского фотографа Залмана Шкляра. Уникальные работы фотохудожника можно посмотреть в галерее при Российском культурном центре в Тель-Авиве до 5 февраля, а с 7 по 11 февраля они будут экспонироваться в Иерусалиме, в The Jerusalem House of Quality.

Уже 20 лет Залман Шкляр не расстается с камерой и фотографирует людей в их естественной среде обитания — на улице. Каждая из его работ по-своему уникальна, по-своему эмоциональна и наполнена тонким авторским шармом. Его фотографии необычайно гармоничны за счет контраста, непривычных ракурсов и геометрии, статичность которой только подчеркивает магию зафиксированного им момента. Его творчество высоко оценили такие известные на весь мир люди, как Билл Раухаузер, Томас Хёпкер, Григорий Пинхасов, Джон Фри. Кто-то видит в работах Залмана драматичность «нуара», а кто-то восхищается его умением рассказать историю людей одним кадром.

Выставки Залмана проходят в разных странах и везде находят своего зрителя, хотя скорее — даже слушателя. Ведь все, что нам нужно порой — просто остановиться и услышать, что говорит нам мир.

В рамках проведения выставки нам удалось пообщаться с Залманом на тему его творчества и уличной фотографии в целом. На наши не всегда «удобные» вопросы мы получили самые интересные ответы.

— Здравствуйте, Залман! Расскажите, почему Вы начали фотографировать уличную жизнь?

— Придя в этот мир, человек начинает его изучать, рассматривать, впитывать визуальную информацию, исходящую от окружения. Так человек развивается. Также и уличный фотограф — он смотрит на окружающий мир, находит в нем что-то для себя интересное, вдохновляется, а полученному визуальному опыту отводит отдельную ячейку памяти, к которой сможет вернуться в нужный момент.

Я стал фотографировать улицу, потому что в этом мое саморазвитие, а значит, я влияю на этот мир. Т. е. это обоюдно-проникновенный путь — от мира к фотографу, от фотографа — к окружающему миру.

— Почему на выставке в Израиле Вы представляете 30 черно-белых фотографий?

— За последние несколько лет эти и другие работы не раз были выставлены на обозрение жителям России и ряда европейских стран. Когда я присутствую на открытии своей выставки, всегда интересуюсь мнением людей, которые решили прийти и «услышать» мои работы. Конечно я всегда учитываю фактор зрительской оценки при составлении следующих выставок. Представленные в Израиле фотографии — это наиболее полюбившиеся зрителю других стран мои творения.

Что касается цвета фотографий, то, многим известно, что я работаю как в цвете, так и в черно-белом выражении. В Израиле есть стрит-фотографы, мои друзья, которые фотографируют уличную израильскую жизнь в ярких цветовых контрастах. Вообще Израиль — солнечная страна, пестрая, ослепительно яркая. Поэтому я и решил показать жизнь в ее нецветном аспекте, чтобы акцентировать внимание на совершенно других, в отличие от цвета, смыслах.

— Тогда возникает закономерный вопрос: есть ли принципиальная разница в характерах цветной и черно-белой уличной фотографии?

— Выразительность цветной и черно-белой фотографии конечно различна. Цвет может иметь самостоятельное содержание. Это содержание может выразиться как одной акцентированной частью снимка, так и россыпью тональных переходов. В этом плане законы цветной фотографии схожи с изобразительным искусством, живописью. Например, прием «акцентирования» цветом хорошо прослеживается у многих фотографов из фотоагентства «Магнум».

Что касается чёрно-белого снимка, то здесь содержание не может раскрываться через цвет, но зато можно играть на светописи, на контрастах и, что самое главное, — сконцентрироваться на сюжете кадра. Основой снимка становятся не краски, которые автоматически притягивают взгляд любого зрителя, а событие, зафиксированное с близкого расстояния. Его выразительность может быть усилена с помощью светописи.

Изначально можно сразу увидеть, будет ли изображение держаться только на цвете или в кадре присутствуют и другие, не менее важные, аспекты, которые необходимо раскрыть.

Присутствие цвета может препятствовать пониманию смыслового акцента, который есть, например, во взгляде, в движении людей на улице, в их позах, формах и других нюансах. Ведь одинаковых людей не бывает. Это касается и цветовосприятия. У каждого человека оно работает по-разному и зависит от многих факторов. Поэтому черно-белый цвет уравнивает возможности людей в понимании одного и того же снимка.

— Что вы можете выделить в качестве главного и второстепенного в уличной фотографии? От чего это зависит?

— Главное в кадре — это, как я уже говорил, его выразительное содержание. Момент, запечатленный в кадре, сначала должен привлечь фотографа, а потом и зрителя, как на удаленном расстоянии, так и вблизи с неменьшей силой. Условно говоря, фотограф, снимающий сюжет на улице длиннофокусным объективом, должен хотеть видеть этот сюжет не издалека, а вблизи, погрузиться в него, стать его составляющим звеном и передатчиком для зрителя. Но если он останавливается на «кадре издалека», то такое изображение остается неживым, плоским и немым. Это, кстати, касается и фотографов, которые любят кадрировать свои уличные фотографии. Причина такого приема, как кадрирование, проста — фотограф боится подойти близко к объекту съемки.

— Является ли уличная фотография частью документального жанра фотографии?

— Полагаю, что уличная фотография может нести в себе документальность, так как тоже фиксирует событие как факт без прикрас. В этом плане она является зеркалом фотожурналистики под открытым небом. Но это лишь одна сторона медали. Другая же заключается в том, что уличная фотография может быть и выразителем исключительно художественного жанра. Автор может не только поймать момент, но и приукрасить его с помощью технических приемов съемки и последующей обработки.

— Возникает вопрос: является ли снимаемая уличная сцена самодостаточно-выразительной, а если нет, нужно ли ее фотографировать вообще?

— Представим, что фотограф видит объект, вдохновляется, фотографирует, но результат ужасает его. Его представления были чем-то искажены. Но если он попытается искусственно придать кадру то настроение, в котором сам пребывал до съемки, то конечный результат может его самого, а заодно и зрителя, полностью удовлетворить.

— Уличная фотография для Вас — это спонтанный момент или осознанное выжидание этого момента? «Решающий момент Брессона» или «размеренность Судека»?

— Это ведь два совершенно разных подхода к поискам идеального кадра! Разница между ними — в протяженности действия во времени. Событие можно представлять как последовательность режимных моментов, и уже через нее получить общее впечатление от события. Но, с другой стороны, длительная выдержка, растягивающая момент, выжимающая из него максимум, показывает происходящее совершенно иначе. Мульти-экспозиционное наложение разных временных отрезков друг на друга может раскрыть всю художественную суть объекта съемки, рассказать его историю так, как не удалось бы в случайном кадре.

Казалось бы, эти подходы не совместимы, но лично у меня среди представленных на выставке работ можно увидеть оба приема.

— Еврейский взгляд на мир — в чем он выражается на фотоснимках?

— Я понимаю, что от меня, по-большому счету, не зависит ничего, кроме выбора сцены еще прежде, чем начну фотографировать. Увидеть драгоценный камень в песке — это получить награду свыше. Поэтому я благодарен нашему еврейскому Богу, который направляет меня и насыщает мою ладонь всем тем, что я могу вынести. Видеть красоту этого мира и раскрывать ее всеми силами, которыми тебя наделили, — это уже подарок. И надо быть благодарным!

— Как по-вашему, должна ли уличная фотография быть резкой?

— Необязательно. У уличной фотографии много граней. Современная цифровая фотография вообще не обязана быть в фокусе. Если интересно, то можете почитать, к примеру, Джеки Хиггинс «Современная фотография в деталях». Вообще современные производители камер стремятся навязать обратное мнение, но это исключительно маркетинговая уловка, на которую ведется 99% населения планеты ;-).

— Как Вы относитесь к массовым фестивалям фотографии, конкурсам и, наконец, к наградам в области фотоискусства?

— Никак, я стараюсь в них не участвовать. Для меня все эти мероприятия — это как спортивное состязание за «золотого тельца». Проигрывает тот, кто выигрывает. Правда, есть два исключения из этого правила — когда награждают без соревнований и когда человек проигрывает, чтобы потом подняться еще выше, изменившись в лучшую сторону. И это, кстати, тоже еврейский подход к жизни.

— Какой полезный совет Вы можете дать начинающим уличным фотографам?

Не покупайте дорогие современные камеры, лучше возьмите старый фотоаппарат-мыльницу и начните им часто снимать.

Источник публикации:
От мира — к фотографу, от фотографа — к окружающему миру. Интервью//Первое радио — первая русскоязычная музыкальная коммерческая радиостанция Израиля. 2018.
URL: http://www.891fm.co.il/от-мира-к-фотографу-от-фотографа-к-ок/ (дата обращения: 18.02.2018).